Число жертв землетрясений, которые произошли 6 февраля на юго-востоке Турции, превысило 43,5 тысяч человек. Но последствия стихийного бедствия будут еще ощущаться долго. Первые оценки ущерба для турецкой экономики исчисляются десятками миллиардов долларов. Впрочем, негативный эффект прочувствуют и другие страны, в том числе и Беларусь, которая последние годы сильнее сблизилась с Турцией в торговле и логистике.
Землетрясения затронули 10 провинций, в которых генерируется 15% сельскохозяйственной продукции Турции, 9% ее промышленной продукции, 9% ВВП, происходит 6-8% внешней торговли и проживает 15,7% населения (13,5 млн. человек).
На этом фоне возникли перебои в производственной деятельности, транспорте и логистике в пострадавшем регионе, а также потеря рабочей силы. Пострадали международные порты, аэропорты и автомагистрали. Автомобильные перевозки местами прекратились из-за непригодности дорог. Кроме того, перебои в подаче электроэнергии нарушили деятельность промышленных предприятий, вызвали задержки с поставками и создали серьезные узкие места в логистической цепочке.
Аналитики инвестбанка "JP Morgan" оценили прямые затраты от разрушений в Турции в 2,5% от роста валового внутреннего продукта, или 25 млрд. долларов. У Конфедерации предпринимателей и представителей деловых кругов Турции другое мнение – ущерб экономике составит 84 млрд. долларов или около 10% ВВП.
По подсчетам бизнес-группы, ущерб жилым строениям превысит 70,8 млрд долларов. Последствия землетрясений также приведут к снижению доходной части бюджета страны на 10,4 млрд долларов, а потери в рабочей силе обойдутся турецкой экономике в 2,9 млрд долларов, считает Агентство "Блумберг".
В результате дефицит государственного бюджета Турции, прогнозируемый на уровне 3,5% ВВП в 2023 году, вероятно, вырастет до 5% ВВП, что может усугубить дефицит счета текущих операций и привести к скачку инфляции, которая до этого превышала 50%.
Предыдущее сравнимое по силе с нынешним землетрясение (7,6 балла) в Турции случилось в августе 1999 годе в городе Измит, который находится в 90 км к югу от Стамбула, и унесло жизни 17 217 человек. Тогда около 120 тысяч зданий не подлежало восстановлению. В тот же год чуть менее мощное землетрясение произошло в ноябре в 110 км от Измита. В совокупности общий ущерб превысил 25 млрд долларов.
Виноваты ли в таких значительных разрушениях строительные подрядчи? На этот счет в Турции нет однозначного мнения. После землетрясения 1999 года власти ужесточили строительные нормы с целью повысить сейсмическую устойчивость зданий.
По словам министра окружающей среды, урбанизации и изменения климата Турции Мурата Курума, 98% разрушенных сейчас зданий построили до 1999 года. Дома не устояли из-за проблем с грунтом, инженерными коммуникациями и разжижения почвы, считает он. Однако бытует мнение, что на самом деле все эти годы нормы плохо соблюдались. Об этом, в частности, могут свидетельствовать данные "строительной амнистии", объявленной правительством Турции в 2018 году. Заплатив штраф, нарушители могли избежать необходимости приведения своих зданий в соответствие с нормами.
В итоге в феврале 2023 года по всей Турции прошли массовые аресты руководителей строительных компаний. По информации агентства "Анадолу", прокуратуры провинций, расположенных в зоне бедствия, одобрили задержание 564 подозреваемых в причастности к строительству разрушенных построек. По итогу 160 из них арестовали, в отношении 175 подозреваемых назначен судебный контроль.
В 2021 году товарооборот между Беларусью и Турцией превысил один миллиард долларов, в том числе белорусский экспорт составил 360,5 млн долларов, импорт – 721,1 млн. долларов. Данных за 2022 год еще нет, но эксперты полагают, что Беларусь и Турция еще больше нарастили сотрудничество. Западные санкции против Беларуси и России стали подспорьем для экономики Турции. Беларусь увеличила поставки продукции через Турцию, а порты этой страны превратились в крупные транзитные хабы, откуда грузы реэкспортируются по морю или суше в Россию, а дальше поступают и в Беларусь. В белорусских магазинах также стало больше продовольствия и одежды из самой Турции.
Последствия от стихийного бедствия уже отразились на Беларуси. Министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Алексей Богданов, говоря недавно о причинах роста цен на огурцы, сказал, что "из Турции сложно завезти, потому что логистика усложнилась".
В компании "СТА Логистик" сказали, что несмотря на трагичность всех событий, на основную логистику транзитных грузов эта ситуация сильно не повлияла. Доставка белорусских и российских грузов продолжается без существенных изменений через порты Турции, которые не пострадали.
Эксперты допускают, что ситуация в Турции может повлиять в целом на маршрут или сервис, который выберут клиенты, с учетом опасений новых катаклизмов в Турции. По тем направлениям, где Турция выступает транзитным хабом, то клиенты могут охотнее рассматривать прямые сервисы без транзита в Турции.
В 2022 году высокий уровень инфляции в странах – основных торговых партнерах, влиял и на цены в Беларуси. А Турция является поставщиком большой доли фруктов и овощей в Беларусь.
Еще один интерес Беларуси к Турции связан с туризмом. В белорусских туристических компаниях сообщили, что после новостей о землетрясениях в Турции люди не понимали, затронула ли трагедия популярные курорты. Когда слышали, что не коснулось, то успокаивались. Случаев, когда белорусы отказались от уже запланированных поездок в Турцию, было мало. Впрочем, последние годы люди используют раннее бронирование реже, потому что опасаются непредвиденных обстоятельств.
Сейчас многие отели в Анталье, Кемере, Мармарисе, Бодруме и других курортах открываются раньше срока, чтобы принять пострадавших от землетрясений. Эксперты отмечают, что объем номерного фонда, занятого пострадавшими от стихийного бедствия, не превышает 20%, поскольку отелям надо зарабатывать для своего содержания. С учетом того, что часть комнат и так обычно пустует, это на экономику гостиниц не сильно повлияет. Что касается стоимости путевок, то она за последний год существенно выросла для граждан Беларуси. Однако в туркомпаниях не исключают варианта, что Турция может снизить цены для привлечения туристов, как это было после землетрясения 1999 года.